Что такое краеведение?
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, вовсе времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.
Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом словаре русского языка и имело очень краткое объяснение: «краеведение – это изучение данного края, страны».
В настоящее время «краеведение» признают «самым массовым видом науки» (Д.С.Лихачев). Оно включает в себя и непосредственно-практическую деятельность и популяризаторскую, является одной из форм общественной деятельности. Наряду с научным краеведением, в начале XX века получило широкое распространение краеведческое движение среди школьников, т.к. краеведение – важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания школьников, Оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Краеведческая работа всегда считалась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение рассматривается, как неотъемлемый элемент регионального компонента образовательных стандартов, отражающего своеобразие края (язык, историю, географию, экологию и т.д.).
Поощрение развития краеведения – действительно задача федерального масштаба, важная для всей России и для отдельных регионов.
Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие.
Как говорил академик Д. Лихачев: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость».
Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и т.д.